Заседание АРПП по вопросам подписки14.11.2011
28 октября состоялось заседание секции АРПП по вопросам подписки. На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1) О практике оплаты подписки альтернативными агентствами (Докладчик - ОАО Агентство «Роспечать», «Урал–пресс»). 2) О ходе подписки на I полугодие 2011 года.( Докладчик - ФГУП «Почта России»). Вел заседание первый заместитель генерального директора ОАО «Роспечать» В.И. Кокорев. По первому вопросу В.И. Кокорев сообщил, что в последнее время в ОАО «Роспечать» стали поступать от издателей жалобы на то, что в последнее время значительно увеличилась доля подписных заказов, сдаваемых и оплачиваемых не сразу за все полугодие, а по каждому месяцу. Количество таких заказов значительно превышает обычную долю текущей подписки, поэтому издательства имеют основание полагать, что подписные суммы специально задерживаются агентствами. В ОАО «Роспечать» по этому поводу был проведен анализ, который показал, что практику помесячной сдачи заказов активно используют альтернативные подписные агентства, в связи с чем было подготовлено обращение к альтернативным агентствам в котором высказывалась обеспокоенность сложившейся ситуацией. В поступивших от альтернативных подписных агентств ответах были названы следующие причины, обосновывающие подобную практику сдачи заказов и подписных сумм. 1. Многие подписчики пострадали от разорившихся подписных агентств, и сейчас выбирают форму оплаты или по факту поставки или с отсрочкой от 1-го до 6-ти месяцев. 2. Подписчик сам вправе выбирать период подписки, и многие организации, особенно крупные для экономии оборотных средств выбирают именно месячный период подписки. 3. Закрытие предприятий или сокращение их финансирования приводят к резкому увеличению количества аннуляций. Выступивший затем директор по работе с поставщиками ЗАО «Урал-пресс» Ибрагимов В.М. подчеркнул, что по его мнению, негативную роль в сложившейся ситуации играют требования Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». (далее ФЗ 94). В соответствии требованиями этого закона основным критерием при закупках на бюджетные средства является наименьшая стоимость контракта. В результате появилось много мошеннических фирм, которые заявляя минимальную стоимость контракта, затем не выполняют свои обязательства. Все это приводит к тому, что сейчас многие организации в условиях конкурсов на подписку выдвигают требования к оплате заказа по факту поставки. Общее количество таких контрактов у ЗАО «Урал пресс» составляет порядка 40-45%, что вынуждает компанию прибегать к кредитованию, чтобы в свою очередь провести предоплату издателям. В.М. Ибрагимов согласился с тем, что основой подписки является именно предоплатная форма расчета, но, по его мнению, требования ФЗ 94 серьезно этому препятствуют, особенно для корпоративных подписчиков. Выступившая затем руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России» Князева О.В. довела до сведения собравшихся, что наиболее убыточным участком для Почты России является доставка периодики физическим лицам в сельской местности. Наоборот, доставка корпоративным подписчикам является рентабельной. Но в последнее время количество конкурсов по корпоративной подписке, которые Почта может выигрывать, резко снижается, именно в связи с тем, что во многих из таких конкурсов в качестве условий заложена именно оплата по факту доставки изданий. Как следствие у Почты растет доля наиболее убыточного сектора доставки, и дотации государства не покрывают реальных убытков. Далее В.И. Кокорев подчеркнул важность создания одинаковых условий между всеми участниками рынка подписки и передал слово представителям издательств. Представители ИД «Коммерсант», ЗАО «Бизнеском», ООО «С-инфо», ИД «Комсомольская правда» отметили, что по опыту редакционной подписки проблема постоплатной формы оплаты подписки практически отсутствует, также было высказано мнение, что если с подписчиками ведется соответствующая работа, то требований оплаты подписки по факту практически не возникает. Выступивший затем руководитель рабочей группы по подписке АРПП С.И.Клоков. довел до участников результаты заседания Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информполитике и свободе слова в СМИ, которое также состоялось 28 ноября и темой которого стала подписка на печатную периодику. Также С.И. Клоков отметил, что по его мнению ФЗ 94 носит очень казуистичный характер и АРПП готова рассматривать и продвигать все предложения по его совершенствованию. В заключение обсуждения В.И. Кокорев отметил, что, безусловно, сейчас есть объективные обстоятельства, которые приводят к увеличению доли платежей с различным сроком отсрочки, однако есть и недобросовестные подписные агентства, которые лишь прикрываются этими обстоятельствами. Система постоплаты в подписке должна быть исключением, а не правилом. В.И. Кокорев предложил обратиться к издательскому сообществу, чтобы донести до издателей следующие пожелания: - стоимость подписки должна быть ниже стоимости розничной продажи, - все участники рынка подписки должны находиться в одинаковой ситуации. Также В.И. Кокорев предложил обратиться к альтернативным подписным агентствам чтобы донести озабоченность сообщества сложившейся ситуацией с оплатой подписки. По второму вопросу повестки дня выступила руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России» Князева О.В. В своем выступлении она отметила, что, к сожалению, результаты досрочной подписки на 1- полугодие 2011 года оказались хуже результатов досрочной подписки 1-го полугодия 2010 года и связано это, скорее всего с неблагоприятными климатическими условиями. Хотя на данный момент ситуация исправляется - и тиражи и подписные суммы практически вышли на уровень 1-го полугодия 2010 года. Особенно высокие показатели достигнуты в Астраханской, Липецкой, Нижегородской областях, а также Татарстане, Мордовии, Якутии. Затем г-жа Князева остановилась на Всероссийской декаде подписки, проводимой на почтовых отделениях с 14 по 24 октября. Она отметила тот факт, что Почтой России была проведена большая рекламная компания этого мероприятия. Более 300 центральных и 400 региональных издательств нашли возможность предоставить скидки на свои издания. Также были предоставлены скидки на подписную стоимость изданий и со стороны Почты России. Хотя результаты декады еще не известны, однако г-жа Князева выразила уверенность, что результаты нынешней декады подписки будут не хуже результатов 2009 года, когда по результатам аналогичного мероприятия было собран тираж 5 млн. экземпляров, что соответствовало подписке, собранной за весь период с 1-го сентября, до начала декады подписчика.
|