Выступление на VI Отчетно-выборной конференции АРПП. Кокорев Виктор Иванович15.11.2011 Кокорев Виктор Иванович Первый заместитель генерального директора Агентства «Роспечать» Мое выступление будет посвящено вопросам подписки. Эти вопросы постоянно были в центре внимания нашего правления и рабочей комиссии. Наши встречи с участниками и распространителями газетно-журнальной продукции в рамках нашей комиссии охватывали прежде всего всех учредителей объединенного каталога, но достаточно хорошие контакты у нас установились и с руководством Межрегионального агентства подписки. Я хочу доложить о том, какие конкретные вопросы были решены в прошлом году.
Начиная со второго полугодия 2008 года агентством «Роспечать» совместно с Почтой России был выпущен каталог по первой зоне, который включал конечные подписные цены. Мы проверили его дееспособность в экспериментальном порядке в трех регионах и поняли, что к системе расчета конечных подписных цен на местах подходят индивидуально. В целом, система работала одинаково, но были определенные детальные разногласия. И этот эксперимент позволил отработать единый подход в расчетах и добиться единых конечных подписных цен на издания во всех регионах этой зоны. И на первое полугодие 2009 года вышли каталоги и агентства «Роспечать» и объединенный каталог, с конечными ценами, уже для всех почтовых предприятий первой зоны, а это практически половина от всех существующих УФПС. Считаю, что это достаточно хороший, эффективный шаг, мы надеялись, что это позволит увеличить подписные тиражи, но к сожалению, сказался кризис. И итоги по тиражам будут не совсем объективные, но мне хотелось бы подчеркнуть, что конечно стало более удобно для подписчика и все это было сделано без увеличения тарифов на вхождение в каталог для издателя только за счет внутренних резервов распространителей, которые издают каталоги. Хотел бы также отметить очень знаковые события, которые прошли в начале лета, я имею ввиду объединение двух федеральных агентств по связи и по печати в рамках одного ведомства. Одно из первых совещаний, которые провел Министр связи и массовых коммуникаций было посвящено вопросам распространения периодической печати по подписке. Вместе с руководством федеральных агентств, ФГУП «Почта России» были приглашены главные редакторы крупных издательских домов. Состоялся очень обстоятельный, откровенный разговор, и самое интересное, что не было противостояния, так сказать, «стенка на стенку», а было заинтересованное обсуждение, где спокойно и доброжелательно были высказаны различные пожелания. В результате были представлены взвешенные предложения в правительство. Как вы знаете, и здесь это уже неоднократно повторялось, что правительство пошло навстречу в определенных позициях. Субсидии в размере 1,6 млрд. рублей на 2008 год и 3 млрд. на 2009 год позволили сохранить стабильный уровень местных цен, и не увеличивать его. Это очень отрадный момент, но я хотел бы сказать, что эйфории здесь никакой не должно быть. Возможно этих денег для почты и не хватит, а возможно они не понадобились бы в таком объеме, если бы правительство ранее пошло нам навстречу. Мы неоднократно от нашей ассоциации предлагали уравнять НДС на продажу изданий в рознице, который составляет 10 процентов, и НДС на услуги по подписке – 18 процентов, и сделать его единым – 10%. Заведомо эти цифры говорят о том, что цена изданий в подписку становится гораздо дороже, чем их продажа в киосковых сетях. Подписчик, оформляя подписку 1 сентября, получает последнюю газету или журнал 30 июня. То есть он инвестирует этот процесс на девять месяцев вперед, а 30 июня, проходя мимо киоска, видит, что там это издание гораздо дешевле стоит, чем он подписался. Таким образом, подрывается институт подписки, и по этому поводу мы ведем работу с издательским цехом. Здесь говорили о системных образующих, и в этом смысле выравнивание НДС – это одно из тех основополагающих направлений, которое должно быть реализовано. Очень отрадно, что вчера появилось сообщение в интернете, что господин Резник заявил, что в Госдуме подготовлен законопроект о том, чтобы вообще НДС стал нулевой на некоторое время для средств массовой информации. Если это пройдет, то можно будет сказать, что наши пожелания не остались незамеченными. Что бы я еще хотел сказать по конкретным вопросам, которые решает рабочая комиссия при поддержке правления. Мы с Александром Владимировичем Оськиным совсем недавно, в конце января обсуждали ряд вопросов, которые требуют внимания. Первый момент, по которому мы все солидарны, но почему-то это звучит только в рамках работы по рознице. Это отмена ЕНВД. Я хочу сказать, что наши предприятия Роспечати и альтернативные предприятия, которые занимаются подпиской, так же озабочены, как и розничные сети. Для поддержки системы подписки сохранение ЕНВД очень актуально, и мы не должны этот вопрос замыкать только на розничные продажи. Есть уже прецедент по сохранению льготного налога в работе сети аптек, и это отрадно. Известно, что министерство разделяет, в принципе, нашу позицию и еще один выход в правительство по этому вопросу может дать результат. Мы надеемся, что в условиях кризиса, будет оказана помощь распространителям газетно-журнальной продукции. Также хотел бы обсудить вопрос о той практике подписки на местах, которая особенно явно сложилась в прошлом году. Все учреждения и предприятия, которые финансируются через казначейство, вынуждены проводить тендеры на подписку. И здесь появляется такая ситуация, что иногда встречаются предприятия альтернативной подписки, которые неизвестно откуда появились, но ведут себя на этом рынке очень бойко, предлагая минимальные цены по подписке. Оказывается, что это все не так просто. Я хочу сказать, как представитель Роспечати, что мы альтернативную подписку инициировали сами в 1994 году, когда собирали у себя все розничные сети, проводили ежегодные конференции по распространению печати. Мы предложили представителям регионов организовать подписку через киоски. Не всеми это было однозначно позитивно встречено, но многие откликнулись, и уже с 1995 года, как я помню, в тульской Роспечати проводилась такая подписка. Для них мы делали специальный каталог подписки через киоски. И это движение пошло, активно набирало ход. Предприятия Новосибирска, Калининграда и многих других регионов проявили желание работать, и в дальнейшем уже этот каталог стал себя изживать, потому что там было небольшое количество изданий, и все попросили работать по основному каталогу, по которому работает почта. Таким образом с 1998 года это была прозрачная конкуренция, когда и альтернативные предприятия, которые с нами сейчас работают, их порядка 60 предприятий, и почта имели один и тот же базовый каталог с одинаковыми каталожными ценами. А конечные цены они уже проставляли в зависимости от той конкурентной среды, которая сложилась в регионе по доставке, от своих позиций по завоеванию рынка. Это способствовало тому, что была честная борьба за подписчика. Я считаю, что это цивилизованный способ конкуренции, мы это приветствуем и поддерживаем такие альтернативные предприятия. Однако в последнее время появились предприятия альтернативной подписки, которые, не имея договоров с издателями, предлагают различным организациям проводить подписку через них. Такие случаи имели место по многим регионам. У меня есть такая информация, что появляются левые тиражи, особенно это касается органов научно-технической информации, которые перепечатываются незаконно. Они стоят дорого, порядка, я к примеру говорю, трех тысяч рублей, и кое-кто получает заказ, покупает один экземпляр и делает из него десятки копий. Вот так, зарабатывают прибыль незаконным путем. Это первый момент. Второй момент: многотиражные подписные издания некоторые альтернативные предприятия берут из розницы. Здесь тоже сказывается разница в уровне НДС и создается искаженная конкурентная среда. Есть и такие случаи, когда просто для того, чтобы закрыть все позиции заказа (иначе конкурс не выиграть), принимают подписку по всему ассортименту, а потом говорят: вы извините, но вот эти 150 наименований, которые составляют единицы или десятки экземпляров, для нас не очень интересны, мы не можем их обеспечить, и аннулируем, а вы идите на почту и подписывайтесь на них там, а вот эти 10-15 наименований мы готовы обслуживать и готовы вам доставлять, потому что они многотиражные. Нам надо досконально разобраться с проведением этих тендеров, изучить законодательство, наверное, привлечь, антимонопольные ведомство и другие контролирующие службы и подготовить рекомендации. Я думаю, что мы будем себя вести не совсем правильно, если устранимся от этого процесса. Сколько раз издатели критиковали почту, возможно там есть определенные моменты, которые надо совершенствовать, но создать честные и равные конкурентные условия, мы с издателями просто обязаны и сделать это надо вместе с почтой. И еще один момент, который я бы хотел обсудить. Последнее время почтовые предприятия удерживают уровень доставочных цен по подписке. Однако мы забываем, что подписка у нас бывает карточная, а бывает и адресная. И если по карточной подписке вопросы решены, и из бюджета деньги выделены, и цены на доставку стабилизировались, то с адресной проблемы остались. Мы забыли, что в отрасли связи разработана программа по изменению тарифов, где на услуги пересылки внутренней письменной корреспонденции запланирован рост в 2009 г.-120%, 2010 г. -120%, 2011 г. – 115%. И эта программа начала реализовываться, в конце 2008 г. повышение на 20% произошло. Следовательно, повысилась адресная отправка бандеролей, в том числе с газетно-журнальной продукцией. Возможно старые тарифы действительно не отражают себестоимость услуги, но тогда часть дотаций должна быть направлена на компенсацию повышения тарифа пересылки. Можно выделить бандероли с газетами и журналами из общего потока и установить на них определенные льготы или специальные тарифы. Достаточно большое количество наименований, у нас где-то порядка 1200 имеют адресное распространение, и хотя тиражи у них малые, следовало бы поддержать этих издателей и распространителей адресной периодической печати. И последнее, на что я хотел бы обратить внимание-это выполнение издателями своих обязательств. Действительно, у нас и раньше не все в порядке было с выходами изданий. Мы всегда об этом говорим с издателями, разбираемся в причинах, почему такие задержки, почему отставание, почему сдваивание и прочее, и прочее. Это было в нормальной ситуации, а сейчас уже, сами понимаете ситуация ухудшилась. В условиях кризиса мы уже получили достаточно большое количество писем от издателей, что либо приостанавливается, либо аннулируется подписка. Я думаю, что сейчас нам нужно подойти адекватно к этому вопросу. Всем распространителям: как агентствам, так и почте. Почтовики настойчиво спрашивают с нас за невыход и за аннуляцию изданий. Они заставляют нас чистить наши каталоги от изданий постоянно нарушающих условия выхода, и это правильно. Я с ними согласен в принципиальном плане. Издатели, которые не выполняют свои обязательства, должны быть отлучены на какое-то время от каталога. Но здесь надо разбираться в каждом случае более конкретно, подробно и возможно пойти навстречу в ряде случаев некоторым издателям в связи с кризисными условиями. И я думаю, что мы должны обратиться от имени АРПП к нашим почтовикам, чтобы они тоже неформально подходили к этой ситуации и тоже понимали, что лишние штрафы ни к чему хорошему не приведут, их просто некому будет платить, так как ряд издательских домов придется закрыть. Издательское сообщество, также, переживает сейчас трудные времена и поэтому в этой ситуации издатели и распространители вместе с почтой должны теснее поддерживать друг друга в нашей совместной работе.
|