+7-495-680-99-71
public@akc.ru
+7-495-680-89-87

На главнуюНаписать намКарта сайта

Скандинавский опыт формирования библиотечных фондов методом почтово- посылочной книжной торговли и его возможное использование в России

15.11.2001

Статья генерального директора «Агентства «Книга-Сервис» Эдуарда Сергеевича Гамса.

Одна из особенностей книгораспространения последнего времени в скандинавских странах заключается в сохраняющейся тенденции сокращения доли сбыта через традиционную книготорговую сеть и в активизации других каналов распространения. В последние годы доля сбыта книжной продукции через книжные магазины сократилась до 50% в Финляндии, до 45% в Швеции. При этом в Финляндии 16% всех изданий реализуется по почте, 13% - через читательские клубы и 22% продаётся непосредственно издательствами. В Швеции реализация через читательские клубы превысила реализацию через магазины.

Однако механизм почтово- посылочной торговли используется в скандинавских странах по-разному. В Норвегии, например, по этому каналу распространяется 15% книг. В Дании он сведён до минимума по понятной причине обилия магазинов, но крупные издательства имеют для этого специальные службы. В Финляндии, где посылочная торговля широкого распространения также не получила, её средствами распространяются в незначительных объёмах в основном издания специальной тематики. По свидетельству лондонской фирмы Sterling Marketing, Швеция занимает третье место в мире по объёму реализации книг по почтовым заказам на душу населения, уступая лишь Германии и Швейцарии.

Однако механизм почтово- посылочной торговли используется в скандинавских странах по-разному. В Норвегии, например, по этому каналу распространяется 15% книг. В Дании он сведён до минимума по понятной причине обилия магазинов, но крупные издательства имеют для этого специальные службы. В Финляндии, где посылочная торговля широкого распространения также не получила, её средствами распространяются в незначительных объёмах в основном издания специальной тематики. По свидетельству лондонской фирмы Sterling Marketing, Швеция занимает третье место в мире по объёму реализации книг по почтовым заказам на душу населения, уступая лишь Германии и Швейцарии.

В настоящее время получила широкое распространение форма заказов книг, видеокассет, CD-ROM и других сопутствующих товаров через сеть ИНТЕРНЕТ. Подключившись к сети, библиотека получает доступ к каталогам, размещенным на Web-страницах редакций и фирм почтово- посылочной торговли. Выбрав товар, сотрудник библиотеки отправляет заказ по компьютеру и после оплаты получает его по почте с доставкой в отдел комплектования.

Почтово- посылочная торговля в данном случае определяется как операция, путём которой издатель продаёт книгу непосредственно библиотеке по почте, минуя книготорговое предприятие. Эта форма торговли, как правило, включает продажу энциклопедических изданий, а также книг, издающихся специально по почтовым заказам, например, специальную и учебную литературу. По имеющимся данным, на подобные прямые продажи приходится свыше 40% общего объёма реализации специальных изданий, из них 10% приходится на долю библиотек.

За пределами Москвы и Санкт-Петербурга книготорговля фактически свелась к работе нескольких оптовых центров- торговых компаний из Самары, Новосибирска, Краснодара и ещё двух- трёх городов. По мнению специалистов, развитие книготорговли в регионах, а значит – и комплектование библиотек- тормозится не столько невысоким платёжеспособным спросом, сколько отсутствием развитой розничной системы продаж. И этим пользуются как фирмы, работающие по схеме «Книга-почтой», так и издательства, вынужденные искать альтернативные каналы сбыта. Примером могут служить издательства «ЭКСМО», «АСТ», «ИНФРА-М», «Олма- Пресс», «Ниола- Пресс», «Терра», «АиФ», «Рипол Классик», а также фирмы почтово- посылочной торговли «Бета Сервис», Центральный коллектор научных библиотек, Агентство «Роспечать», Агентство «Союзпечать» и Агентство «Книга-Сервис», которые ежеквартально издают каталоги тиражом от нескольких сотен тысяч до трех миллионов экземпляров. Следует отметить, что почтово- посылочная торговля не всегда может конкурировать с розничной по ценам, т.к. почтовые расходы прибавляют к стоимости книги те же 40%, что и в магазине, однако в большинстве случаев библиотекам предоставляются специальные скидки как крупным клиентам от 2 до 6 %.

Несколько слов о самых популярных книжно-сетевых магазинах. Набрав в строке браузера адрес www.books.ru сотрудник библиотеки попадёт на сайт «Все книги России», являющийся одним из старейших интернет- магазинов в стране. Здесь представлен очень широкий спектр литературы технического содержания для программистов, веб- дизайнеров и т.д. Существует возможность оптовой покупки, а также организована работа с библиотеками. Кроме того, достаточно обширен раздел ссылок как на веб- ресурсы, так и на книжные магазины, издательства, библиотеки. По адресу www.kvest.com находится «Книжная лавка « У Сытина». Здесь можно подобрать литературу, ознакомиться с новыми поступлениями, воспользоваться довольно мощной поисковой машиной, подписаться на рассылку новостей сайта, а как для крупного клиента для библиотеки существует отдельный прайс- лист, скачав который, можно ознакомиться с льготными ценами. Есть возможность заказать книгу из другого региона и даже из-за рубежа. Сайт магазина «оЗон» www.ozon.ru помимо литературы широчайшей тематики (от авиации и космонавтики до эротики) предлагает также музыкальные СD и видеофильмы.

Большинство указанных выше издательств и распространителей также имеют свои веб-сайты. При этом следует добавить, что цены при покупке он-лайн мало чем отличаются от магазинных, а репертуар несоизмеримо богаче.

Список литературы:

  1. Publishers Weekly.-2000.-v.258.-N1-26.
  2. STF bonus.- 2000.- N2; www.meravsverige.nu
  3. Akademibokhandeln.- 2000.- September; www.akademibokhandeln.se
  4. Barn-och ungdomsbocker.- 2000; www.kur.se/barnbokskatalogen

 

Генеральный директор Агентства «Книга-Сервис»
Гамс Эдуард Сергеевич

 


« Все статьи

  • ПодпискаАргументы и факты
  • ПодпискаРЕКТОР ВУЗа
  • ПодпискаГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
  • ПодпискаЮный техник
  • ПодпискаНовый мир
  • ПодпискаСЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ
  • ПодпискаЭнергетик
  • ПодпискаМУЗЕЙ
  • ПодпискаМАРАФОН СКАНВОРДОВ
  • ПодпискаКЛАССИЧЕСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ПодпискаТОВАРОВЕД ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

16.07.2024Все новости

«Печатная пресса нужна, ее любят»: реакция на увеличение точек продаж для бумажных СМИ

Хорошие новости для тех, кто любит узнавать все о последних событиях, - а также читать их разбор, аналитику, и просто интересные материалы, - в газетах и журналах. «Печатки» станет больше! Правительство РФ установило норматив по точкам ее реализации - киоскам, супермаркетам и другим, количество которых в последнее время только уменьшалось.

подробнее »

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ ON-LINE1

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подробнее можно ознакомиться на странице политики конфиденциальности и политики обработки персональных данных.

Загрузка...
Загрузка...