К вопросу о поправках в проект федерального закона «О почтовой связи» — Геннадий Кудий, ФАПМК07.02.2013 Рассмотрев проект федерального закона «О почтовой связи», полагал бы возможным согласиться с мнением отраслевых экспертов, касающимся неправомочности включения в состав универсальных почтовых услуг ФГПУ «Почта России» организацию подписки на периодические печатные издания и их доставку потребителям.
Причина в том, что универсальные почтовые услуги являются лицензионным видом деятельности, и в таком случае почта практически автоматически становится монополистом на этом рынке, чего не было даже в советское время. Тогда почта осуществляла сбор подписки (но кроме неё этим ещё занимались администрации юридических лиц, партийные, комсомольские, профсоюзные и даже пионерские организации) и 100% доставку подписки потребителям. Обработкой подписки и организацией всей логистики занималась Союзпечать.
Действующие «Правила распространения периодических печатных изданий по подписке», утвержденные Правительством Российской Федерации, тоже трактуют институт подписки гораздо шире, чем его понимают многие издатели. Ряд основных технологических операций по подписке, связанных с выпуском каталогов, обработкой заказов и пр. выполняют другие участники подписного рынка (подписные агентства, альтернативные распространители, издатели и редакции), которых почтовый оператор не может и не должен замещать. Ныне действующая в России карточная система подписки во многом схожа с советской – подписку собирает почта, её обработкой и логистикой занимается более десятка подписных агентств, а доставка подписных тиражей населению преимущественно опять ложится на почту. Кроме того, на подписном рынке присутствует большое количество альтернативных подписных агентств, работающих исключительно в городах и в основном с юридическими лицами. Плюс имеется адресная редакционная подписка, когда подписку собирают сами печатные СМИ, а её доставку до потребителя осуществляет либо почта (почтовыми бандеролями), либо сами редакции по собственным каналам распространения (обычно этим занимаются редакции муниципальных газет).
Поломать всё это в одночасье, на наш взгляд, будет равносильно окончательному уничтожению института подписки в стране. Начнём с того, что обработку подписки и её логистику, как минимум на федеральном уровне, почта сразу осуществлять не сможет. На перестройку системы уйдёт до года, а то и более, но за это время подписка рухнет так, что собирать будет уже нечего. Во-вторых, если исходить из действующих тарифов на универсальные почтовые услуги, утверждённые ФСТ России, то нетрудно посчитать, что только пересылка очень скромненькой районной газеты по тарифу простого письма (да и то если договорятся) обойдётся редакции в 676 рублей в год (13,0 руб. х 52 издания) причём без расходов по экспедированию и пр. Те же расходы по доставке не менее скромного еженедельника (простая бандероль) составят 1 414,4 рублей 27,20 руб. х 52 издания). А ведь редакции хотят ещё и заработать на подписке, что справедливо, но тогда надо посмотреть на конечную цену подписки и её доступность для небогатого провинциального населения. И так уже в подписных лидерах давно ходят издания вроде «1000 советов» (потеря подписного тиража прочих изданий в 1-м полугодии 2013 года составил 5%). Кроме того, давно очевидно, что редакционная подписка в России не развивается главным образом по причине дороговизны почтовой пересылки, а на втором месте стоят запредельные сроки доставки почтовой корреспонденции адресатам, в том числе, подписных изданий. Но от предлагаемых издателями нововведений в проект закона «О почтовой связи» эти сроки явно не станут короче.
В общем, идея отнесения подписки к универсальным почтовым услугам, по моему глубокому убеждению, представляется неприемлемой. Как частное решение применительно к проекту ФЗ «О почтовой связи», возможно, есть смысл лишь дополнить статью «Иные услуги оператора универсальной почтовой связи» подпунктом: «осуществление на договорной основе распространения печатных изданий». Но, проблема подписки, как и вообще проблема распространения периодики в стране, стоит остро и давно требует отдельного взвешенного решения. Например, по американской или канадской модели, где сбор и организация подписки сугубо рыночный процесс, а доставку подписных изданий населению гарантирует государство. Поэтому подписка на газеты и журналы там финансово вполне доступна населению, и оно подписывается на большое количество изданий. За счёт средств федерального бюджета население России имеет бесплатный доступ к большинству телевизионных сигналов, всем радиосигналам (что абсолютно правильно), большие средства в последнее время вкладываются в интернет, но пресса в этом смысле остаётся падчерицей, хотя её роль и общественная значимость, как минимум, сопоставимы с радио и интернетом.
Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Источник: PlanetaSMI.ru
|